Ракеты-носители: от «Союза» до Starship — как человечество училось летать в космос

Как устроены ракеты-носители, зачем они нужны и почему Starship Илона Маска — это не просто еще одна ракета, а возможный билет в будущее

  • Время чтения 3 мин.
Ракеты-носители: от «Союза» до Starship — как человечество училось летать в космос

Почему вообще нужны ракеты?

Представьте: вы стоите у подножия небоскрёба, в который встроен взлетающий поезд. Чтобы попасть на орбиту, нам нужно преодолеть гравитацию Земли — она держит нас крепко. Настолько крепко, что без ракеты мы не оторвёмся ни на метр. Ракета-носитель — это огромный мотор, задача которого — вытолкнуть космический корабль в космос. Причём сделать это быстро, точно и без права на ошибку. Если обычный самолёт можно посадить обратно, то у ракеты всё решается за минуты.

С чего всё началось

С чего всё началось Первые ракеты-носители были неуклюжими, как детские поделки из картона. Но даже они сделали невозможное: вывели человечество в космос. Самый знаменитый старт — 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин на борту “Востока” полетел вокруг Земли. Ему помог “Восток-1”, ракета на базе межконтинентальной баллистической Р-7. Этот “предок” ракетной династии до сих пор жив — его потомок зовётся “Союз”. “Союз” — это не динозавр, это рабочая лошадка. Надёжная, проверенная временем и тысячами запусков. Пока другие ракеты ломались и сгорали, “Союз” летал. И продолжает летать.

Почему ракеты такие огромные?

Потому что топливо. Очень много топлива. Чтобы поднять 1 килограмм груза на орбиту, нужно сжечь десятки килограммов топлива. Это как если бы вы везли яблоко, а прицеп был забит бензином под завязку. Всё дело в законе: чем больше масса, тем больше нужно энергии. Поэтому ракеты часто состоят из нескольких ступеней. Первая ступень толкает основную конструкцию вверх, отрабатывает и отваливается. Вторая продолжает работу. Экономия массы, никакой магии.

Falcon 9 — ракета с повадками бумеранга

Когда в 2010-х на рынок вышла компания SpaceX, все насторожились. Молодая фирма, амбициозный Маск — звучит как стартап с хорошим пиаром. Но в 2015-м произошло настоящее чудо: первая ступень ракеты Falcon 9 вернулась обратно и села вертикально. Это как если бы вы подбросили карандаш, и он упал обратно на стол стоя. До этого ступени сгорали или падали в океан. Маск сказал: «Зачем выбрасывать целую часть ракеты, если её можно использовать снова?» И оказался прав. С тех пор Falcon 9 стал летающим маршруточником для спутников и грузов на МКС. Ракета, которая летает снова и снова — это экономия и шаг в будущее.

Starship — билет на Марс?

Starship — это не просто ракета. Это целый космический корабль с функцией запуска, доставки и возвращения. Представьте автобус, который сам заезжает на крышу небоскрёба, высаживает пассажиров и возвращается за следующими. Он многоразовый, полностью. Он больше всего, что строили раньше. Его цель — не просто выйти на орбиту. Он создан для межпланетных перелётов. В первую очередь — на Марс. Инженеры планируют заправлять его прямо в космосе. Отправлять туда грузы, людей, строить базы. Звучит фантастично? Да. Но и мобильный интернет раньше казался чудом.

Неожиданный финал

А теперь внимание: самый надёжный запуск в истории — не самый новый и не самый мощный. Это всё тот же “Союз”. Он взлетал более 1700 раз. Ни одна ракета в истории не приблизилась к этому числу. Так что в будущем на орбиту нас может подбросить Starship, но пока нас туда возит пожилой, но крепкий “Союз”. Иногда старые технологии работают лучше новых. А иногда новые — меняют всё с нуля. Вопрос остаётся открытым: кто построит первую ракету, на которой мы улетим не просто в космос, а жить в нём?

Интересные статьи

Взрыв ракеты на старте: почему это случается и как спасают экипаж

Взрыв ракеты на старте: почему это случается и как спасают экипаж

Почему ракеты взрываются на старте, как это происходит и можно ли спастись? Разбираем причины катастроф на космодроме простыми словами.

Футуристические транспортные системы: как мы будем путешествовать завтра

Футуристические транспортные системы: как мы будем путешествовать завтра

Как будут выглядеть наши дороги, поезда и ракеты через 10, 50 и 100 лет? Разбираемся просто и без воды.